Онлайн консультации

Тема: НДС
Вопрос 16.11.2010

Добрый день! Скажите, пожалуйста, мы находимся на УСН 15%, нам необходимо провести платеж с НДС, дабы не потерять клиентов. Имеем ли мы право провести этот платеж и каким образом нам закрепить это документально (сдать декларации, перечислить НДС в бюджет??).Заранее благодарю.

Ответ
Добрый день!
 Главы 21 и 26 НК РФ не содержат запретов на выставление счетов-фактур организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН.
Однако у налоговых органов на этот счет другое мнение.Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС (пункты 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ). Исключение составляют отдельные случаи, предусмотренные пунктами 2 и 5 ст. 346.11 НК РФ, а именно:
- уплата налога при ввозе товаров на таможенную территорию России;
- перечисление налога в бюджет при исполнении обязанности налоговых агентов.
Налоговая служба при ответе на вопрос о возможности выставления организацией, применяющей УСН, счетов-фактур с выделенной суммой НДС по просьбе покупателей отмечает следующее (письмо УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 N 19-11/48885). Положениями глав 21 и 26 НК РФ организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим УСН, не предоставлено право отказываться от непризнания их плательщиками НДС и уплачивать НДС в добровольном порядке по просьбе заказчиков.
Лица, не являющиеся плательщиками НДС, не выставляют счета-фактуры покупателям согласно положениям ст. 168 НК РФ.
Однако далее в указанном письме указываются налоговые последствия в случае выставления счета-фактуры лицами, не являющимися плательщиками НДС.
Таким образом, "упрощенцы" все-таки имеют право выставить счет-фактуру с выделенной суммой НДС. А вот какие налоговые последствия при этом возникают, рассмотрим ниже.
Обратите внимание! Регистрировать счет-фактуру в книге продаж не нужно, так как "упрощенцы" ее не ведут. Обязанность по ведению книги покупок, книги продаж и журналов учета счетов-фактур возложена только на лиц, признаваемых плательщиками НДС (п. 3 ст. 169 НК РФ).
При анализе положений Налогового кодекса РФ, письма Минфина России и материалов арбитражной практики нами выявлены следующие следствия выставления счета-фактуры с выделенным НДС:
1) уплата НДС;
2) представление декларации по НДС;
3) включение НДС в доходы и невключение в расходы;
4) проблемы с вычетом у контрагентов.
Каждое из перечисленных следствий рассмотрим с разных позиций более подробно.
 
В случае выставления организацией, не являющейся плательщиком НДС, счета-фактуры покупателю с выделением суммы НДС указанная сумма подлежит уплате в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).
Таким образом, НДС, выделенный "упрощенцем" в счет-фактуре, нужно уплатить в бюджет на основании указанной нормы Налогового кодекса РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Если же сумма налога выделена в расчетных документах, а в счетах-фактурах не указана, то обязанность по уплате НДС не возникает (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.05.2007 N Ф08-2771/2007-1131А, Северо-Западного округа от 06.12.2004 N А56-13699/04).
Обратите внимание! При получении аванса счет-фактура покупателю не выставляется и, следовательно, у "упрощенца" обязанность перечислить НДС в бюджет не возникает.
Обязанность перечислить НДС в бюджет возникает с момента выставления счета-фактуры покупателю.
Уплата налога в таких случаях производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ).
Обратите внимание! С 1 января 2008 г. устанавливается единый для всех налоговый период по НДС - квартал (п. 4 ст. 2, п. 4 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
 
Если вы перечислите НДС позже установленного срока, то за несвоевременную уплату налога налоговые органа могут начислить пени и взыскать штраф.
Напомним, что пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Арбитражная практика показывает различные решения по рассматриваемому вопросу.
Большинство арбитражных судов в последнее время считает, что пени как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов не подлежит применению к лицам, не признаваемым плательщиками НДС, в случае нарушения ими требований п. 5 ст. 173 НК РФ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2006 N Ф04-6545/2006(27045-А81-41), от 21.03.2007 N Ф04-1692/2007(32587-А03-34) по делу N А03-9142/2006-34, от 15.05.2007 N Ф04-2857/2007(34115-А27-29)). Более того, в указанных постановлениях судьи высказывают мнение о том, что "упрощенец", не являющийся плательщиком НДС, не может быть привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату НДС.
Однако ранее некоторые суды приходили к противоположному выводу: если "упрощенец" выставил счет-фактуру с НДС, то он должен своевременно перечислить налог в бюджет. Опоздал - плати штраф и пени (постановления ФАС Центрального округа от 28.05.2004 N А54-88/03-С11-С2, Волго-Вятского округа от 14.10.2003 N А29-2850/2003А).
 
Налог уплатить "упрощенец" обязан. А можно ему ли в этой ситуации возместить "входной" НДС?
К сожалению, нельзя. Ведь право на вычет имеют только плательщики (ст. 171 НК РФ). Но сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) включается в расходы при расчете единого налога (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Такого мнения придерживаются Минфин России (письмо от 23.03.2007 N 03-07-11/68), налоговые органы (письма Управления ФНС России по г. Москве от 10.01.2007 N 19-11/00706, от 30.11.2006 N 18-11/3/104933@) и судьи (постановления Президиума ВАС РФ от 13.09.2005 N 4287/05, ФАС Северо-Кавказского округа от 30.11.2006 N Ф08-6078/2006-2537А).
 
По мнению налоговых органов, "упрощенцы", выставляя покупателям счета-фактуры с выделением НДС, обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании п. 5 ст. 174 НК РФ (письмо УМНС России по г. Москве от 19.08.2004 N 24-11/54252). В случае неисполнения вышеуказанной обязанности "упрощенец" может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.
В большинстве случаев суды отклоняют такие доводы налоговых органов как противоречащие положениям ст. 119 НК РФ, поскольку упрощенец не подпадает под понятие налогоплательщиков (налоговых агентов).
Следовательно, у него нет обязанности представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС, как это предусмотрено п. 5 ст. 174 НК РФ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2007 N Ф04-2469/2007(33681-А70-6), от 03.04.2007 N Ф04-1948/2007(33069-А27-19), Поволжского округа от 27.03.2007 N А65-9913/2006-СА1-7, от 20.03.2007 N А49-5936/06-269А/19, Уральского округа от 19.03.2007 N Ф09-1268/07-С2, Дальневосточного округа от 21.03.2007, 14.03.2007 N Ф03-А51/07-2/110).
 
Итак, "упрощенец" выставил своему покупателю счет-фактуру с НДС, перечислил эту сумму НДС в бюджет. Что дальше?
А дальше возникают вопросы в связи с расчетом единого налога, уплачиваемого при применении УСН:
- нужно ли учитывать сумму НДС в доходах;
- можно ли учесть сумму НДС в расходах?
Для ответа на эти вопросы обратимся к нормам главы 26.2 НК РФ.
В статье 346.15 НК РФ, устанавливающей порядок определения доходов для "упрощенцев", указано, что доходы от реализации следует определять согласно ст. 249 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права.
Как известно, при расчете налога на прибыль из выручки исключаются суммы НДС на основании ст. 248 НК РФ. Но в статье 346.15 НК РФ предусмотрено исключение из доходов только на основании ст. 251 НК РФ, а на ст. 248 НК РФ ссылки нет. Учитывая данный факт, Минфин России в письме от 29.10.2004 N 03-03-02-04/1/41 пришел к выводу, что суммы НДС, полученные от покупателей, должны учитываться в доходах "упрощенца".
С такой позицией соглашаются и некоторые судьи (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2005 N А13-10310/04-19).
Такая позиция, по нашему мнению, противоречит общим принципам определения доходов для целей налогообложения, изложенным в ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода. Ведь "упрощенец", получивший от покупателя сумму НДС и перечисливший ее в бюджет, очевидно, никакой экономической выгоды не имеет.
Тот факт, что в ст. 346.15 НК РФ нет прямой ссылки на ст. 248 НК РФ, позволяющую исключать из доходов суммы НДС, не является доминирующим.
Даже сам Минфин при рассмотрении другой ситуации (переход с общего режима налогообложения на УСН) признал, что положения ст. 248 НК РФ можно учитывать при применении УСН (письмо Минфина России от 16.02.2006 N 03-11-04/2/42).
Большинство судов также указывает на отсутствие правовых оснований для включения в состав дохода "упрощенца" сумм НДС, поступивших от покупателей товаров (работ, услуг) и перечисленных им в бюджет (постановления ФАС Поволжского округа от 17.08.2006 N А65-6256/2006, Северо-Западного округа от 12.10.2005 N А66-1094/2005, Уральского округа от 16.02.2006 N Ф09-563/06-С2).
Для рассмотрения вопроса о возможности учесть сумму НДС в расходах (при объекте налогообложения "доходы минус расходы") обратимся к ст. 346.16 НК РФ, в которой установлен исчерпывающий перечень расходов для "упрощенца".
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ к расходам можно отнести только НДС, уплаченный поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг).
Согласно подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ к расходам можно отнести налоги и сборы, предусмотренные законодательством.
Поскольку в рассматриваемом случае НДС уплачивается добровольно, применение данного подпункта вызывает большие сомнения.
Минфин России также придерживается мнения, что сумму НДС, уплаченную в бюджет (по выставленному счету-фактуре), "упрощенцы" не вправе включать в состав расходов (письмо Минфина России от 16.04.2004 N 04-03-11/61).
Арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась.
Более перспективно в данной ситуации, по нашему мнению, попытаться доказать через суд, что уплаченный НДС не является доходом.
 
Итак, "упрощенец" исполнил просьбу своего покупателя и выставил ему счет-фактуру с НДС, перечислив эту сумму НДС в бюджет. Однако, как показывает практика, принятие к вычету НДС покупателем вызывает споры с налоговыми органами.
Напомним, что НДС принимается к вычету на основании счета-фактуры при выполнении установленных условий (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Чиновники считают, что НДС, неправомерно предъявленный "упрощенцем" в счете-фактуре, к вычету у покупателя не принимается (письма Минфина России от 23.03.2007 N 03-07-11/68, УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 N 19-11/48885).
Однако большинство судов занимает противоположную позицию, поддерживая налогоплательщика (покупателя).
Некоторые суды обосновывают право принять к вычету НДС незнанием налогоплательщика-покупателя о системе налогообложения поставщика (Постановление ФАС Центрального округа от 14.07.2004 N А09-14043/03-20).
Многие судьи считают, что покупатель может принять НДС к вычету (при наличии счета-фактуры), даже если он знает, что поставщик не является плательщиком НДС (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.08.2005 N А05-2898/2005-13, Поволжского округа от 06.09.2005 N А55-19164/2004-11, Западно-Сибирского округа от 07.12.2005 N Ф04-8834/2005(17659-А27-25), Восточно-Сибирского округа от 20.04.2005 N А19-19441/04-5-Ф02-1572/05-С1).
Отдельные судьи указывают, что возможность применения добросовестным налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС не ставится в зависимость от исполнения всеми предшествующими поставщиками обязанности по перечислению суммы налога в бюджет, т.е. покупатель при наличии счета-фактуры может принять НДС к вычету, даже если поставщик не уплатил НДС в бюджет (постановления ФАС Поволжского округа от 08.04.2005 N А65-19598/04-СА2-8, Уральского округа от 18.04.2005 N Ф09-1406/05-АК, Западно-Сибирского округа от 27.03.2006 N Ф04-2073/2006(20905-А70-33)).
Расчет стоимости
Скачать прайс