Расчет стоимости
Скачать прайс
Онлайн консультации
Тема:

Первичная документация

Вопрос 06.03.2012

Здравствуйте!У меня возник такой вопрос, могу ли я как физическое лицо закупить компьютерное оборудование на рынке и продать его как юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) своему клиенту?Если могу, то как это оформляется документально?С уважением,Житков М.В.

Ответ
Добрый вечер, Михаил.
 
Расходы юридического лица должны быть подтверждены документально. Кроме того, в пункте 9 порядка учета доходов и расходов (утвержден приказом Минфина России и МНС России от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430) указано, что при оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товаров к документу, в котором фиксируется передача ценностей (товарный чек, счет-фактура, договор, торгово-закупочный акт), должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты.
Таким образом, в дополнение к акту перечисление денег следует подтвердить платежкой, а если стороны рассчитываются наличными, то расходным кассовым ордером. Получение денег продавец может подтвердить обычной распиской, где будет указано, что деньги получены за переданное по договору имущество. Кстати, в расписке в качестве дополнения можно сделать запись, что физ. лицо принимает на себя обязанность по декларированию и уплате налогов, возникающих у него по сделке.
Остановимся подробнее на акте закупки. Унифицированный бланк существует лишь для случаев приобретения у населения сельхозпродукции. Форма N ОП-5 утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 (далее - Постановление N 132). Другой официальной формы нет. Поэтому коммерсант может воспользоваться этим бланком. Если унифицированный бланк кажется вам слишком сложным, вы можете разработать свой.
Чтобы избежать претензий со стороны инспекторов, в документе укажите все обязательные реквизиты. Их полный перечень приводится в статье 9 Закона о бухучете от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ: название документа, дата составления, данные юридического лица, содержание операции (получение товара от гражданина), стоимость и количество продукции, должности лиц, которые составили документ, и их личные подписи.
Помимо обязательных реквизитов в акте закупки имеет смысл указать данные продавца-гражданина: ФИО, ИНН, адрес места жительства, паспортные данные. Эти сведения помогут вам при необходимости установить личность продавца. Кроме того, нелишне прописать информацию о товаре, его комплектации, общей стоимости. Если закупка окажется некачественной или некомплектной, укажите это в акте по позиции соответствующего товара. Впоследствии, воспользовавшись таким актом, вы сможете доказать недобросовестность продавца. А вот погрешности в реквизитах закупочного акта вполне могут стать поводом для претензий контролеров.
Акт лучше сделать двусторонним. То есть он должен быть подписан и продавцом, и покупателем. Если приобретение не устроит вас по качеству, таким актом вы сможете подтвердить личность продавца и потребовать замены товара или возврата денег. Составьте акт в двух экземплярах: один оставьте себе для учета, а второй отдайте продавцу.
Как показывает практика, инспекторы предпочитают наличие акта по унифицированной форме независимо от того, какие ценности приобретались у граждан. Но бланк предназначен для сельхозпродукции. Приобретение иных товаров можно оформить собственным актом. И если ваш вариант акта закупки содержит все необходимые реквизиты, то документ можно принять в подтверждение расходов, а претензии контролеров не найдут поддержки в суде.
Кстати, в письме УМНС России по г. Москве от 23 декабря 2002 г. N 27-08н/62778 указано, что унифицированный бланк можно использовать в качестве образца для составления акта при покупке у физических лиц любых товарно-материальных ценностей.
Подведем итог. Для обоснования затрат на приобретение товара или иного имущества у физ. лиц коммерсанту необходим договор, закупочный акт (унифицированной или собственной формы), документ об оплате (платежка, кассовый ордер, расписка). Составление любых дополнительных документов остается на ваше усмотрение, так как это не более чем лишний аргумент для подтверждения расходов в глазах проверяющих.
В принципе для подтверждения покупки и, соответственно, включения суммы в расходы при расчете налогов, достаточно будет акта и платежных документов, то есть можно обойтись без составления договора. Фактически письменная форма сделки будет соблюдена и акт вполне может стать основанием расчетов. При этом в нем обязательно нужно указать реквизиты физ. лица-продавца.
Но наличие договора минимизирует возможные гражданские риски, ведь в нем можно прописать обязанности и, что важно, ответственность сторон.
Цепочка действий такова:
Вы разрабатываете товарно-закупочный акт, снимаете с расчетного счета денежные средства и указываете в чековой книжки - на закуп товара, затем на себя оформляете авансовый отчет, затем закупаете товар, затем перепродаете этот товар и с вами рассчитываются по расчетному счету покупатель.
В вышеперечисленом нет противоречащих действий и Вы не нарушаете законодательство.